Мерная икона

мерная икона

 

Мерная икона — это святыня, присутствие которой возвращает человека к своим корням, к православным, к семейным традициям. Мы стремимся оградить детские годы наших сыновей и дочерей от невзгод любыми способами. В этих метаниях и поисках, которыми полнится современная жизнь в мегаполисе, мы забываем об истории своей культуры, об обычаях своих предков и об удивительной детской традиции, существовавшей на Руси многие столетия.

Мерная икона — необычный образ, который хранит память о том, как родился малыш и дает персональную защиту святого, изображенного на иконе: защиту от агрессии, защиту от болезней, защиту то бед и несчастий. Во все времена мерная икона служила напоминанием материнскому и отцовскому сердцу о том, что Вы можете заботиться о своем ребенке в молитве о нем – в молитве к Богу и к святому покровителю Вашего малыша. В ответ на Ваше личное заинтересованное и сердечное обращение и Господь может покрыть своей любовью и благодатью Ваш дом и Вашего ребенка.

Традиция дарения образа на крещение младенца из великокняжеской или царской семьи зародилась еще в XVI столетии и органично вписалась в придворную культуру допетровской Руси. Сегодня Российский Клуб Православных Меценатов возрождает этот старинный обычай силами иконописцев, культурологов и искусствоведов. 

Немало времени ушло на воссоздание уже забытой технологии написания мерных икон. Непременным условием создания родимой иконы – а этот процесс длится порядка 40 дней – является соблюдение поста иконописцем до начала работы. Мастер пишет особыми красками по деревянной доске, хорошо проклеенной рыбьим или животным клеем. Крестильная икона – это первый шаг на духовном пути человека. 

Ребенок, детство которого проходит в доме, где находится такой образ, с малых лет находится под надежной защитой своего Святого, который оберегает его от бед и искушений. Пусть малыш научится видеть в иконе не материальный объект, а духовное воплощение своего ангела-хранителя, пусть научится с ним разговаривать, доверяя радости и горести. И тогда уже ничто не сможет разорвать эту божественную связь. С того момента, как ребенку вручают родимую икону с образом его Небесного покровителя, он ощущает себя под покровом своего святого. 

Благодатное влияние, которое оказывает на физическое и душевное здоровье этот дар, отмечают во всех православных семьях. Поэтому в последнее время еще одной доброй традицией стало дарение иконы не только детям, но и взрослым. Вот почему сегодня нужны любые шаги, связанные с возрождением этой чудесной традиции, которая возвращает каждого из нас к духовным истокам.


Письмо Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Председателю правления Российского клуба православных меценатов А.А.Поклонскому о поддержке выставочного проекта "Мерная икона. История и современность".
мерная икона

Письмо Председателя правления Российского клуба православных меценатов Андрея Поклонского Его высокопреподобию схиархимандриту Илию о развитии проекта по возрождению традиции написания мерных икон.
Письмо о возрождении традиции написания мерных икон


Из истории православной и мерной иконы

Одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы появилась у нас благодаря Патриарху Никону, заказавшему список с Иверской иконы на Афоне.

Патриарх Никон много слышал о чудотворной иконе Божией Матери Портаитиссе (Вратарнице), пребывающей в Иверском монастыре на Афоне. Написанная, по преданию, самим апостолом Лукой, икона эта не раз спасала афонских иноков от различных бедствий. Обитель на Валдае Патриарх решил строить по образцу афонской и хотел снабдить ее точным списком с чудотворного образа. Намерение свое он поведал царю Алексею Михайловичу. В то время между царем и Патриархом еще не было «безсоветия», и монарх поддержал намерение Никона «добыть» список со святой иконы.

По одной версии, он (список) сделан был русскими мастерами, специально посланными на Афон. По другой — более красивой, — Патриарх Никон, воспользовавшись пребыванием в Москве Иверского архимандрита Пахомия, попросил снять с образа Божией Матери точную копию и прислать ее в Москву вместе с планом Иверского монастыря. Спустя некоторое время икона была доставлена — с сопроводительным письмом, где говорилось: «Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написать святую икону».

Далее в письме указывалось, что иконописец постился во все дни работы, употребляя пищу «токмо в субботу и воскресенье», а братия «по дважды в неделю совершала Всенощные и Литургии». Заканчивалось послание афонских иноков так: «И та икона новона писанная не разнится ни чем от ней ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».

Сопровождали список с Иверского образа в Москву, как гласит предание, иеромонах Корнилий и инок Никифор. И уже при переправе через Дунай Богородица явила первое чудо через свой новый образ. На переправе от монахов потребовали значительную сумму денег за перевоз через реку. Монахи денег не имели и уже хотели повернуть обратно, но во сне им явилась Божия Матерь и повелела не скорбеть: деньги на пошлину найдутся. В ту же ночь Пресвятая Дева явилась некоему богатому греку и просила помочь старцам. Грек немедленно отправился с деньгами к монахам, и они смогли продолжить путь. В Москве Иверскую икону Божией Матери встречали при большом стечении народа Патриарх Никон, царь Алексей Михайлович и все церковные иерархи и придворные. В 1656 году, на освящение Иверского собора, Патриарх привез икону в Валдайский монастырь. За время, прошедшее со встречи образа в Москве до его «отъезда» на Валдай, в столице успели снять с него копию, помещенную в специально построенной рядом с Красной площадью часовне. Больше ни одного списка за время патриаршества Никона с Иверской иконы сделано не было — Патриарх специальным указанием запретил это.

После пожара 1704 года, практически полностью уничтожившего убранство Иверского собора, образ Владычицы вынесли в надвратную церковь Архистратига Михаила. Там она находилась до полного восстановления и освящения соборного храма, состоявшегося в 1710 году.

мерная икона - информационно-просветительский проект

patriarh

putin

club

prayer

017

018

ob hr

ban19

videoobr

vosk

  Rambler's Top100       ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ .