Богородичная Пасха

Братья и сестры! Каждому из нас необходимо заступничество Пресвятой Богородицы. Пречистая Дева молит Господа о каждом из нас, и , как пишет преподобный Силуан Афонский,  «в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует». Это означает, что Царица Небесная помогает каждому, кто к ней искренне обращается с верой и любовью. Бог – Любовь, и Божия Матерь – Любовь. Все, что относится к славе Пресвятой Богородицы, как общей Матери для всех христиан, должно быть дорого сердцу каждого из нас. На Руси особо почитали Пресвятую Деву, обращались к Ней с теплыми молитвами, было явлено множество чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Недаром наши предки называли Россию Домом Пресвятой Богородицы. Предлагаем Вашему вниманию статью протоиерея Михаила Дудко «Богородичная Пасха» - именно так на Руси называли праздник Успения пресвятой Богородицы. Будем, дорогие, чаще обращаться с молитвой к Заступнице рода христианского, и Пресвятая Богородица утешит, поможет, защитит каждого из нас.

Матерь Божия не предала Писанию ни мыслей Своих, ни любви Своей к Богу и Сыну Своему, ни страданий души Своей при распятии, потому что все равно мы не могли бы постигнуть, ибо любовь Ее к Богу сильнее и горячее, чем любовь Серафимов и Херувимов и ей удивляются все Небесные Силы Ангелов и Архангелов. И хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви православной дал знать, что любовью Своей Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует.
Преподобный Силуан Афонский

 

Жизнь на земле конечна – эта печальная истина  на касается не только рядовых людей, но и в ликих святых. Предел, положенный нашим дням естественными, физическими причина ми, законом смерти, властвующим в этом ми ре, рано или поздно настает для каждого живого существа. Смерть бывает разной: тяжелой или спокойной, внезапной или ожиданной, непостыдной или полной греха. Но, конечно, ни один человек не сподобил­ся такой мирной кончины, как Матерь Божия. Недаром, вспоминая ее, никто не говорит о счерти, а только об Успении. Это счавянское  слово означает отход ко сну, а не умирание, связанное с предсмертными муками и ожида­нием будущего страшного суда Божия. Церковный историк Никифор Каллист по­дробно изложил предание, которое передает обстоятельства Успения Божией Матери. Пре­дание основано на свидетельстве свяшенномученика Дионисия Ареопагита и сочинении епи­скопа Сардийского Мелитона, составленного во II веке. Согласно Преданию Церкви, Пречистая Дева после Вознесения Господня была цент­ром первой общины христиан, живших в Иеру­салиме и окружалась всеобщим почитанием, как Мать Спасителя. Ее жизнь по условиям то­го времени и в соответствии с Ее личной склонностью была лишена даже оттенка того, что сегодня называют «публичностью». Она всегда была образцом не только святости, но и смирения. Богородица жила в Иерусалиме и имела возможность часто посещать те места, кото­рые были связаны с жизнью Ее Сына. Она бы­вала у пещеры погребения и воскресения, у места распятия Спасителя, на горе Вознесе­ния и в Гефсиманском саду, где Господь мо­лился с апостолами перед предательством Его Иудой. Конечно, Она молилась там, плакала, вспоминала те великие дни и просила Господа скорее забрать Ее от этой жизни в жизнь буду­щего века, где Он является Вечным Царем.
Однажды во время Ее молитвы на горе Елеонской Ей явился вестник горних миров, тот Архангел, который уже возвестил Ей однажды великую весть о рождении от Нее Мессии -Спасителя. Архангел Гавриил сообщил, что по­слан Богом, чтобы предупредить Ее о скорой кончине. Это известие нисколько не огорчило Богородицу, и Она стала готовиться к скорому отшествию.
Чудесной силой Божией апостолы, которые к тому времени разошлись в разные концы из­вестного тогда мира для проповеди Евангелия, были собраны вместе в Иерусалиме. Они про­стились с Матерью Своего Учителя. Через три дня после благовестия Архангела душа Пречи­стой Девы разлучилась с телом. Сам Господь пришел встретить Свою Мать.
Икона Успения изображает этот трогатель­ный момент. Древние иконописцы  положили писать образ Успения так: на ложе - тело Богома­тери, с благоговейно скрещенными руками, над Ней - скорбно склоненные фигуры апостолов, а немного выше, покрытый кровом крыл ангель­ских, окруженный неотмирным сиянием, неви­димый для учеников - Спаситель, держащий на руках спеленутого младенца - душу Девы Ма­рии, только что родившуюся в новую жизнь.
Есть и еще одно предание. Апостол Фома, имя которого стало нарицательным для обо­значения неверия и скепсиса, опоздал на по­гребение. По его неотступной просьбе уже за­крытая гробница Богородицы была раскрыта, но тела в ней не оказалось. Церковь верит, что воскресение тела, о котором христиане молят­ся в Символе веры («чаю воскресения мерт­вых»), над Богородицей уже совершилось, и поэтому праздник Успения называют еше Богороличной Пасхой. Это было настоящее Успение, ведь сон отличается от смерти не только легкостью, но и краткостью.
«Слава бесконечно благому Богу! - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, -Прежде над мертвецами долго и безутешно рыдали и даже повелевалось прямо над мерт­вецами источать слезы. Чадо, - говорит богопросвещенный мудрец, - над мертвецом исто­чи слезы, и якоже зле страждущ начни плач... Горек сотвори плач, и рыдание тепло, и сотво­ри сетование, якоже ему достоит (Сир. 38, 16-17), а ныне вместо надгробного рыдания мы поем песнь "Аллилуиа", или "Хвалите Бога", восхваляя Божественную премудрость и бла­гость, которые смерть сделали переходом к бессмертию».
Особенно торжественно праздник Успения отмечается в Гефсимании, на месте погребе­ния Богоматери. Следует отметить, что последование этого празднования на Святой земле несколько иное, чем в России. Крестный ход с Плащаницей происходит не в самый день праздника или после него, а в ночь с 25-го на 26-е августа - в память о явлении Богомате­ри Архангела Гавриила, возвестившего Ей о скором Успении.
С погребальными пеленами Матери Божией тесно связана история праздника Покрова Пресвятой Богородицы, которая касается и нашей страны. Как утверждает «Повесть вре­менных лет», киевские князья Аскольд и Дир в 866 году на двухстах кораблях совершили набег на Византию и осадили Царьград. Весь народ греческий от мала до велика, включая императора и императрицу, собрался тогда во Влахернской церкви и, сокрушаясь о своих грехах, молил Небесную Заступницу о помо­щи. И Матерь Божия вняла этим мольбам.
Глубокой ночью Она, в окружении сонма свя­тых, явилась двоим из предстоящих в храме -блаженному Андрею .Юродивому, славянину по происхождению, и ученику его Епифанию. Они увидели, как Пресвятая Дева, преклонив­ши колена, молилась за всех, кто был в храме, затем сняла с Себя ослепительное покрывало и торжественно распростерла его над моля­щимися. Велел за этим император Михаил и патриарх Фотий с крестным ходом изнесли на берег Босфора чудотворную ризу Богома­тери, хранившуюся в храме, и погрузили ее в воду. Поднялась буря, и «безбожных руси корабля смяте». Оставшись в числе немногих живых и пораженные чудом победы силы ду­ха над силой оружия, Аскольд и Дир вскоре сами приняли Святое Крешение.
Успение особенно почитается в России. Многие храмы - особенно монастырские -освящены в честь этого праздника. Успение для монаха - это символ его подвига после пострига: смерть для мира и жизнь для Бога. Но ведь и крещение несет в себе тот же смысл. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, лабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам холить в обновленной жизни, - говорит апостол Павел (Рим. 6, 4).    Так что в каждом доме, а не только в мона­шеской келье, должна быть эта икона: спокой­ная фигура Богоматери на одре, Ее младенчес­кая душа на руках Спасителя, и предстоящие святые мужи, которых момент последнего пере­хода еше только ждет. Ведь смерть - не страш­нее, чем сон для настоящего христианина. Об этом и напоминает нам праздник Успения.

 

patriarh

putin

club

prayer

017

018

ob hr

ban19

videoobr

vosk

  Rambler's Top100       ßíäåêñ öèòèðîâàíèÿ .