РКПМ

Патриаршее слово на встрече с православными предпринимателями

…Духовное окормление предпринимательского сообщества является одной из важных забот Церкви, ведь именно деловые люди составляют очень важный костяк нашего общества; от их жизненной позиции, от их мировоззрения, от их этики во многом зависит самочувствие и поведение огромного количества людей.

Несомненно, любая сфера человеческой жизни, и в данном случае предпринимательство не является исключением, имеет нравственное измерение. В течение последних лет Русская Православная Церковь была одним из инициаторов дискуссии о значении нравственных ценностей в жизни делового сообщества. В качестве примера приведу Свод нравственных правил и принципов хозяйствования, который был принят Всемирным русским народным собором в 2004 году, а затем поддержан Межрелигиозным советом России, то есть представителями традиционных религий России. Свод задает некоторые нравственные параметры гармоничной хозяйственной деятельности, и реализация этого Свода — дело вполне реальное. Это не отвлеченный документ — он может играть очень важную роль в формировании межличностных отношений в сфере бизнеса.

Вообще говоря, этика — это очень практическая вещь. От нее зависит не только благоприятный психологический климат в экономических отношениях, но и такой актив, как репутация компании, а значит, и экономический результат. Это хорошо сознавали наши предки, замечательные русские купцы, которые высоко держали планку порядочности в деловых отношениях. Ничто не ценилось так, как сказанное слово, данное обещание. Убежден, что успех модернизации сегодня возможен только при условии сохранения и приумножения духовного наследия нашего народа, укрепления основ общественной жизни.

Почему это так? Потому что модернизация — это нравственный императив, поскольку дальнейшее стабильное развитие российского общества без качественно новой экономики представить себе невозможно. И мы не повторяем то, что сегодня говорят на всех уровнях: я хотел бы отметить, что о необходимости модернизации страны первой заговорила Церковь несколько лет назад — в рамках Всемирного русского народного собора. Сам этот термин, исходящий из уст священнослужителей, воспринимался как несколько пугающий, но мы подчеркивали, что модернизация в нашем понимании — это не только экономическая реформа, не только технологическое переоснащение российской экономики, не только современная инфраструктура — это, в первую очередь, построение новой системы отношений, между людьми, в том числе и в бизнесе, в промышленности, в образовании, в науке, которая бы основывалась на нашем национальном нравственном фундаменте.

Однако рациональный менеджмент и рациональная организация жизни, технократический подход к решению проблем совсем не означает успешности реформ и достижения высокого качества человеческой жизни. Как я уже сказал, с христианской точки зрения модернизация должна осуществляться на основе фундаментальных нравственных ценностей, а также с учетом традиций и менталитета народа. Только тогда она будет успешной. 

Хорошо известно, что все реформы, которые осуществлялись в России — будь то реформы Петра, будь то реформы, связанные с октябрьской революцией, будь то реформы 1990х годов — усваивались народом только в той мере, в какой они совпадали с его духовным, культурным, цивилизационным кодом, системой фундаментальных ценностей. Все то, что шло вопреки этим ценностям, отторгалось народом. У всех нас на памяти крутые реформы девяностых годов. И в этих реформах действительно остается лишь то, что не отторгается народным сознанием. Дай Бог, чтобы реформирование наконец завершилось и чтобы оно завершилось именно в этом ключе. 

Сейчас все, кто трудится в сфере хозяйствования, сталкиваются с проблемами, преодолеть которые бизнес-сообщество самостоятельно не может. Эти проблемы могут быть успешно разрешены только при условии активной помощи со стороны всего общества и целенаправленной политики государства. 

Многие из этих проблем совершенно очевидно имеют нравственное измерение. Во-первых, это нехватка квалифицированных кадров и, что не менее важно, работников, которые нравственно и ответственно относятся к своему делу. Мы постоянно говорим о человеческом факторе. Последнее время уже страшно становится от такого количество техногенных катастроф. И анализ всех этих катастроф приводит нас к человеческому фактору, а человеческий фактор — это, в первую очередь, внутреннее состояние человека. Невозможно из-под палки заставить человека работать, выполнять должностные инструкции; тем более невозможно заставить честно относиться к труду. 

Нельзя не затронуть проблему, известную как бедность работающего человека: когда честные и ответственные труженики, создающие реальные ценности, живут в нищете, а владельцы дела купаются в демонстративной роскоши, порождая огромные психологические противоречия в нашем обществе, компрометируя само слово «бизнес». Важно помнить, что структура нашего национального хозяйства построена на привлечении тысяч и тысяч людей наемного труда, работающих в промышленности и сельском хозяйстве, людей, которые не ориентированы на создание личного частного бизнеса. Сюда же можно включить и людей интеллектуального труда, ученых и многих других. И поднять благосостояние этих тружеников можно только путем последовательного увеличения заработной платы. 

Присутствующие здесь, наверное, лучше меня знают, что заработная плата всегда связана с модернизацией технологий и с ростом производительности труда, а также с трудовой дисциплиной. Поэтому рост благосостояния людей немыслим без структурных изменений экономики, без ее модернизации, без повышения производительности труда, а нравственное, культурное, духовное измерение имеет во всем этом очень большое значение. 

Общая задача Церкви и делового сообщества заключается в том, чтобы помочь нашим людям в полной мере раскрыть свой творческий и нравственный потенциал, получить необходимое образование и трудовые навыки. Кстати, вопрос профессионально-технического образования также является очень важным для страны. И здесь очень большую роль играет мотивация. Помимо желания заработать, у людей должно быть еще и уважение к труду как к феномену социальной жизни, без которого не состоится человеческое общество. 

Преодоление таких аморальных и общественно опасных явлений, как монополизм и коррупция, развитие условий для справедливой, разумной конкуренции и тем самым облегчение доступа людей к организации собственного дела — также категория не только экономическая, но и нравственная. Поддержка малого и среднего предпринимательства — это всегда пропорциональное увеличение числа людей среднего класса, то есть людей, живущих в достатке, людей, обладающих личной гражданской позицией и ответственностью за принимаемые решения, что напрямую воздействует на эффективность всей экономики. 

Наконец, такая нравственная категория, как солидарность, также имеет огромное значение. Общество, теряющее солидарность, не способно существовать. С христианской точки зрения солидарность — это способность разделить с другим бремя его забот и проблем, его болезни и скорби. Солидарность — это система взаимной поддержки. Кстати, чем солидарнее сообщества людей, чем солидарнее корпорации, тем они эффективнее, тем они конкурентоспособнее в условиях рынка — это аксиома. Так же, как и в политике: чем солидарнее сообщество, тем больше у него возможностей взять власть. Отсутствие солидарности разрушает системы, лишает их эффективности. Чем выше уровень солидарности в обществе, тем сильнее общество — именно межнациональной, надклассовой солидарности. Мы не говорим о солидарности в марксистском понимании, которая на деле приводила к расслоению общества, потому что, заявляя о необходимости солидарности рабочего класса, марксисты противопоставляли рабочий класс другим слоям общества. Мы говорим с церковной точки зрения — об общенациональной солидарности, которая является силой, связывающей народ, обеспечивающей единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность. 

Мировой кризис показал, что если рост материального благосостояния и погоня за наживой ставятся во главу угла, а накопление материальных благ становится не средством, а самоцелью, то стабильное экономическое и социальное развитие исключено. И если, не решая этих главных, фундаментальных нравственных задач, которые выявил современный кризис, мы ограничимся тем, что будем подправлять экономику, реставрировать стены, наводить порядок на фасаде, мы от этих кризисов не избавимся. Они будут время от времени снова возникать, и всякий раз, может быть на еще более опасном витке. 

Доминанта личной заинтересованности в успешной хозяйственной деятельности не должна нивелировать общественный интерес, общее благо, которому, в конечном счете, и служит хозяйственная деятельность. В противном случае хозяйственные связи распадаются, а корысть и эксплуатация становятся нормой. Но если это все же происходит, то любые формы стяжания прибыли становятся коммерчески оправданными — от финансовых спекуляций до занижений и невыплат заработной платы работнику или его необоснованного сокращения. Задача православных предпринимателей в этой сложной ситуации ─ показать зримый пример того, как можно ответственно и честно вести свое дело. Важно видеть в своем труде и рачительном использовании материальных благ, приносящем пользу неимущим, способ духовного совершенствования, а для успеха этой миссии важно, чтобы российское деловое сообщество объединяли общие ценности, отвечающие, как я уже сказал, цивилизационному коду нашего народа, его духовному наследию. 

Мы благодарны за помощь в восстановлении и строительстве храмов. Надеюсь, что будет оказываться больше поддержки и просветительским, информационным, культурным церковно-общественным инициативам. Но я сейчас хотел бы сказать о том, что мне представляется очень важным, а именно о включении интеллектуального потенциала нашего бизнес-сообщества в процесс обмена идеями, мыслями, в процесс выработки правильных выводов из того анализа, который надлежало бы делать, — с тем, чтобы бизнес-сообщество вносило свой вклад в формирование эффективной и справедливой экономики. 

Хотел бы проинформировать вас о том, что при Патриархе Московском и всея Руси действует экспертный совет «Экономика и этика», основной задачей которого является нравственное осмысление экономических процессов, происходящих в обществе и на международной арене. В его работе участвуют известные политики, предприниматели, эксперты, и я бы рекомендовал наладить взаимополезное сотрудничество Клуба православных предпринимателей с этой структурой. Мне кажется, что участие Клуба во всех общецерковных дискуссиях на темы экономики, нравственности, соотношения человеческого фактора и экономического процветания страны было бы очень полезным. 

И, наверное, последнее — не по значению, а хронологически — может быть, очень важное. От того, каким будет состояние души у нашего бизнес-сообщества, какими нравственными ценностями оно будет руководствоваться, во многом будет зависеть и именно этим во многом будет определяться успех нашего экономического развития и благополучие нашей страны. Благодарю вас за внимание.