Новости, 27-04-2014
Клуб принял участие в организации Форума «Дни России в Европе»
В красивейшем немецком Баден-Бадене, городе, чья судьба исторически тесно связана с Россией, при непосредственном участии нашего Клуба состоялся Международный культурно-деловой форум «Дни России в Европе» - новое яркое событие в европейском календаре.
Форум прошел в четырех странах - Германии, Франции, Швейцарии и Люксембурге. Организаторами выступили известная своими культурными инициативами Cанкт-петербургская компания «Арт-Ассамблеи», Международная гильдия финансистов и Финансовый университет при правительстве РФ. Проект поддержали Федеральное Собрание РФ, Министерство культуры и Министерство финансов.
Деловая часть форума прошла с 25 по 30 апреля 2014 года, а культурная продолжится до 8 мая.
Идея объединить в одном Международном проекте культуру и бизнес, которую первым в постсоветской России воплотил в проекте Международной выставки «Мерная икона: история и современность» наш Клуб стали развивать многие наши партнеры. Три года назад инициаторы «Дней российской культуры в Германии» впервые привезли в Баден-Баден творческий десант русских музыкантов, танцовщиков, артистов, режиссеров и художников. Акция получила огромный отклик. Среди гостей оказалось много европейских и российских бизнесменов, естественным образом возникла идея объединить культурный и предпринимательский Форумы.
В нынешнем году проект расширился географически и по формату - было решено провести трехдневную Международную Конференцию по инвестиционно-инновационной стратегии экономического роста в эпоху глобализации. А деловую часть украсить серьезной культурной программой, рассчитанной на гастроли ведущих российских коллективов и исполнителей в различных городах Германии и соседних стран-участниц Форума.
«Идея совместить в рамках одного проекта сферу культуры и сферу бизнеса оказалась на редкость своевременной и плодотворной», - высказала свое мнение по итогам деловой программы видный экономист Алла Грязнова, соорганизатор Форума, первый вице-президент Международной гильдии финансистов и президент Финансового университета при правительстве РФ. Того же мнения и приглашенные зарубежные гости. Они рассказали с трибуны форума, что сегодня с Россией сотрудничают более 6000 немецких компаний и сворачивать совместную работу не намерены.
На Форуме было высказано не мало хороших примеров взаимодействия культуры и бизнеса. Так Алтайский край хочет построить в Белокурихе в рамках активно развивающегося в России проекта особых экономических зон «Русский Диснейленд». Его основой станут русские народные сказки и легенды. И проходящий сейчас Всероссийский литературный конкурс «В гостях у сказки», когда дети придумывают сказки с участием традиционных сказочных героев может стать мощным маркетинговым рычагом для брендирования Алтайского края как «сказочного». Тем более что именно на Алтае в свое время снимался знаменитый советский художественный фильм про Кощея Бессмертного.
Важной болевой точкой, как для российской культуры, так и для российского бизнеса было и остается отсутствие внятного закона о меценатстве. Ведь очевидно, что государство не может финансировать культуру целиком. И плечо мог бы подставить бизнес - но как минимизировать риски? Об этом говорили председатель Правления нашего Клуба Андрей Поклонский, кинорежиссер Светлана Дружинина, и многие другие. Налоговые льготы помогли бы превратить Россию в страну подлинного меценатства - какой она и была во времена Третьякова и Мамонтова, Морозова и Дягилева.
Важно, что одна из сессий Конференции проходила в знаменитом страсбургском Palais de l'Europe - «Дворце Европы», где обычно заседает Совет Европы. Была суббота, и священные «европокои» открыли специально для участников Форума. Это неформальный показатель реального отношения к России жителей Европы.
Вечером того же дня в Страсбурге в соборе Сен-Поль состоялся грандиозный концерт «Виртуозов Москвы» под управлением маэстро Владимира Спивакова - гастроли прославленного коллектива проходят в рамках Форума в честь 35-летия оркестра.
Трудно описать все события культурной программы «Дней России в Европе». Можно лишь отметить, что их статус соответствовал мероприятию мирового уровня.
Несколько слов скажем о Форуме предпринимателей проведенном в рамках Конференции «Инвестиционно-инновационная стратегия экономического роста в условиях глобализации экономики». Ниже мы приводим выступление Председателя Правления нашего Клуба Андрея Поклонского:
«Позвольте мне от лица Российского клуба православных меценатов, сердечно приветствовать участников культурно-делового Форума «Россия в Германии».
Я представляю на Форуме меценатов, придерживающихся консервативных ценностей – это значит, что мы убеждены в существовании объективных, фундаментальных нравственных социальных законов, нарушение которых приводит к глобальным разрушениям в области экологии, экономики, политики и психического здоровья людей.
Прежде чем перейти к изложению моего понимания современного положения дел в области меценатства и благотворительности в открытом мире, позволю себе небольшой исторический экскурс. Всем вам прекрасно известно, что слово «меценат» произошло от имени Гая Цильния Мецената (Gaius Cilnius Maecenas), древнеримского патриция, который родился предположительно между 74–64 годами до нашей эры (точную дату сейчас установить сложно). Мы все помним, что Гай Цильний был убежденным монархистом и поддерживал дружеские отношения с Октавианом, который стал впоследствии императором Августом. Меценат обладал потрясающим талантом находить общий язык с различными политическими силами и примирять их в интересах устойчивого государственного развития. Он не занимал никакой политической должности, но Август, покидая Рим, со спокойным сердцем не редко оставлял его вместо себя. При этом, Гай Цильний никогда не заискивал перед монархом, четко отстаивая свою точку зрения, даже если она была диаметрально противоположна той, которой придерживался император. Сам Меценат был не только человеком, прекрасно разбирающимся в искусстве, но и основателем литературного кружка, в который входили, например, Вергилий, Гораций и многие другие талантливые люди.
Я напомнил Вам, Уважаемые коллеги о хорошо известных вам фактах, для того, чтобы обратить внимание на важную объединительную и примирительную роль меценатства в момент его зарождения. Если 20-30 лет назад мы больше говорили о покровительстве искусствам и талантам, сегодня, на мой взгляд, раскрывается актуальность и необходимость такой важнейшей функции меценатства как – снижение социальной напряженности в отдельных странах и Международных отношениях. Почему это важно? Я постараюсь ответить на этот вопрос. Главная особенность современной цивилизации - это все увеличивающаяся ее информационная «прозрачность». Современные информационно-технические технологии обеспечили знанием «изнанки» этого мира практически все слои населения. И в этих условиях, любая информация о обеспеченных людях, о том, как они безбожно «сорят» деньгами, покупают себе джинсы за 20,000 евро, машины – стоимостью девяти этажного дома неминуемо вызывает даже не зависть у неимущих, а глубокую злость и ненависть.. Это – страшно. И именно поэтому – уменьшение социальной напряженности в обществе – является сейчас сверхважной задачей как Правительства, так и общественных объединений страны. Вторая не менее важная задача меценатов на сегодняшний день – это повсеместное развитие Миссионерских проектов. Почему это тоже важно? Постараюсь ответить и на этот вопрос. Что было 100 и более лет назад? Вера была повсеместна, в каждой крестьянской и рабочей семье, и это было главное…, но вот культурной составляющей явно не хватало, и ее был огромный дефицит. Те же Мерные иконы в своих семьях могли позволить только зажиточные купцы и ремесленники. А сейчас? Полиграфические технологии позволяют сделать эту уникальную традицию Мерных икон доступной каждому, как говорится с минимальной ежемесячной заработной платой. Именно поэтому, 100 лет назад, меценаты начали с развития культуры, и как одной из ее составляющих – искусства. Cейчас, все наоборот – культура и искусство повсеместны, везде, и доступны каждому, опять же благодаря тем же информационным технологиям, а вот Веры – хронически не хватает! И именно поэтому для современных меценатов Миссионерские проекты вышли на передний план по значимости и своевременности…
Гай Цильний Меценат умер в октябре 8 года до нашей эры (http://www.calend.ru/person/6985/), это значит, что он жил в момент зарождения христианской цивилизации. Чрезвычайно важно отметить, что меценатство, как социальный институт сыграло важную стабилизирующую роль в условиях социальных трансформаций и глобальных, тектонических изменений в социальной и Международной жизни.
Наши страны в последние столетия пережили огромные потрясения и глобальные перемены во всех областях социальной, политической и экономической жизни. Следовательно, можно с уверенностью говорить об исторически оправданной точке зрения на возрастание Международной роли меценатских проектов в развитии современных инвестиционно-инновационных стратегий экономического развития наших стран и экономического Мирового пространства в целом.
Теперь я остановлюсь на культурно-историческом смысле понятий «меценатство» и «благотворительность».
Суть понятия меценатства раскрывается в борьбе двух основных тенденций Мирового развития, которая происходит не одно тысячелетие со времен античности (в понимании ученых, развивающих теорию О. Шпенглера).
Первая предполагает служение замыслу Творца о мире, народе и человеке, она реализуется путем преобладания культуры над цивилизацией. Слово «культура», в нашем понимании, означает реализацию культа Творца во всех областях человеческой жизни (культ – мистерия, тысячелетиями передающая из поколения в поколение главные смыслы и ценности. Здесь можно провести аналогию с пониманием слова «литература» (литера-знак): дословно – «знакописание», фиксация с помощью знаков состояния внутреннего мира человека). Со всей уверенностью можно утверждать – каков культ – такова и культура.
Второй путь реализуется доминированием цивилизации (от латинского слова civis, «гражданин», прилаг. civilis, гражданский, общественный ≈ откуда цилизация = «гражданственность») над культурой, его главная цель – развитие гражданского общества, удобство и комфорт жизни человека. Цивилизация является важной, но не главной частью любой культуры. Культура предполагает подчинение всех сфер жизни (в первую очередь гражданских прав и обязанностей, экономики и прогресса) фундаментальным нравственным ценностям. Цивилизация требует подчинения всех сфер жизни (в первую очередь нравственности и духовности) юридическим законам, экономическим интересам мировых элит и прогрессу. В центре цивилизации стоит идея человека, не ограниченного ни в добре, ни во зле, он сам принимает решение, что является добром, что злом, что духовно, что бездуховно, отвергая опыт тысячелетий – и вместе с ним смысл этих слов. Дело в том, что если понятие нравственности релятивно, изменчиво, отвергается негативный опыт многих людей, народов и цивилизаций, исчезнувших с планеты по причине нравственной деградации. Следовательно, вырастают поколения молодежи не имеющие «исторической прививки» от тех нравственных падений (непротивление жадности, подлости, лживости, жестокости и т.д.), которые приводили человечество к войнам, а отдельных людей к преступлениям и личным трагедиям.
В центре тренда культуры стоит Творец, четко определяя вечные и неизменные понятия добра и зла, духовности и бездуховности. В науке справедливость такого мировоззрения подтверждают социальные исследования – существует своего рода «коридор» предельно допустимого роста социальных отклонений (алкоголизма, наркомании, разводов, самоубийств и т.д). Контент-анализ текстов СМИ за несколько десятилетий до локальных и мировых войн показывает, что ослабление внимания к нравственным ценностям – целомудрия, семейной верности, уважения к старшим, любви к детям, бережного отношения к природе, уважения к личности и национальным культурам соседних народов и т.д., приводит к ожесточению и гибели миллионов ни в чем не повинных людей.
На протяжении столетий Народы, избравшие путь доминирования цивилизации, – гораздо лучше и достойнее избранного пути. Они несут еще в себе свет некогда великих культур, которые давали миру высокие образцы живописи, музыки, литературы. Благотворительная традиция таких народов основывалась на христианских принципах, требующих безкорыстия и непубличности.
Народы, идущие путем доминирования культуры, часто бывают гораздо хуже избранного ими высокого пути. Особенно жуткая картина открывается в исторических источниках, описывающих периоды смутного времени (с интервалом примерно в 100 лет появляются самозванцы, опричники, бендеровцы, мертвые души и т.д.). Примером могут послужить события этого года в Киеве.
Негативная сторона доминирования культуры – ужасные падения (народ, который ориентируется на высшие ценности – испытывает глубокие разочарования. И в обыденной жизни мы замечаем, что смотрящий в Небо чеовек, часто не замечает ямы под ногами). Негативная сторона доминирования цивилизации – несовместимость с жизнью этносов. Народы, вставшие на путь преобладания цивилизации, начиная с библейских времен и заканчивая современными странами – исчезли или исчезают. Их заменяют народы, идущие по пути культуры. Среди младенцев, родившихся в Берлине, Париже, Лондоне и Москве, государствообразующие этносы либо уже составляют меньшинство, либо станут меньшинством в ближайшие десятилетия. На мой взгляд, вымирают они от утраты высокого смысла жизни. Человек – прекрасное и очень сложное существо, и жить ради комфорта и удобства ему скучно и неинтересно, поэтому этносы, избравшие путь цивилизации уходят с планеты. Это подтверждают развалины городов с высокотехнологичными постройками и дорогами. В качестве ближайшего примера можно привести цивилизацию пигмеев, сохранившиеся до наших дней описания их цветущих городов – вызывают грустные аналогии.
В среде предпринимателей современной России и Европы присутствуют люди идущие и путем преобладания культуры и путем преобладания цивилизации. Если говорить о России, для меня очевидно, что бизнесмены, по своему мировоззрению представляющие проект доминирования цивилизации предпочитают спонсорство. Те бизнесмены, которые предпочитают путь преобладания культуры, главным образом, это представители традиционных религий, – помогают нуждающимся людям на основе меценатства и благотворительности. Здесь мне могут возразить, что проще называть первых либералами, а вторых консерваторами. Могу сказать, что в России это не совпадает. Политические взгляды более поверхностны и изменчивы, чем религиозные и этические идеалы. Поскольку, я сам представляю меценатские проекты, мне проще говорить об этой части предпринимательского сообщества России. И меценатство и благотворительность предполагают безкорыстное и безвозмездное пожертвование средств, имущества или собственных сил и времени людям, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах. В отличие от благотворительности, меценатство связано с непосредственным участием жертвователя в реализации благотворительных проектов. Например, когда мы оказываем материальную помощь заключенным, мы сами ездим в учреждения ФСИН России, раздаем предметы первой необходимости, ведем миссионерские беседы, привозим известных актеров, музыкантов и исполнителей для встреч с людьми, находящимися в местах лишения свободы. Спонсорство, также присутствует и в России и в Европе. Эта форма социально-ответственного поведения бизнесменов представляет мировой тренд цивилизации. Оно предполагает наличие встречных обязательств, людей получающих поддержку, по рекламированию деятельности спонсора его товаров, продукции, работ и услуг.
Очевидно, что отличие меценатства, благотворительности и спонсорства во всем мире, становятся все более размытыми, поскольку тренд цивилизации сегодня преобладает в большинстве экономически развитых стран. Развитие СМИ дает возможность не прямым способом привлекать средства на свои коммерческие проекты и «меценатам» и «благотворителям». Такие проекты неизбежно затухают и приводят к личным разочарованиям, поскольку вынуждают человека жить не своей жизнью.
Коротко остановлюсь на историческом аспекте развития меценатства и благотворительности.
В истории отечественного меценатства есть немало ярких поучительных страниц, представляющих значительный интерес не только для исследователей этого удивительного по красоте и роли в развитии общественной солидарности явления, но для нас, людей практически реализующих меценатские проекты. У нас есть все основания предполагать, что лучшие традиции Российского меценатства как уникального явления, имеют значение и для мирового сообщества. Здесь следует вспомнить важную мысль, замечательного российского историка В.О.Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в соответствии с требованиями хозяйственной этики, сложившейся на Руси. Для того, чтобы понять культурные истоки Российского меценатства обратимся к тем тенденциям, которые сложились в современном мире.
Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных и убогих велось, главным образом церковными общинами, под руководством священноначалия. Однако и в те времена благотворительность была важным признаком достойного и уважаемого человека.
При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот. Широкую благотворительную деятельность вели практически все великие княгини.
Однако наиболее прославилось своим меценатством русское купечество - известны целые династии, занимавшиеся благотворительной деятельностью: Морозовы, Рябушинские, Бахрушины, Третьяковы и многие другие. Они строили школы и больницы, поддерживали людей искусства и создавали музеи.
Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что «само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого - то свыше назначенного дела». «Богатство обязывает», - говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших. Все эти люди были, в первую очередь, созидателями, подчеркивает Д.Толоконников, потомок династии Рябушинских. «В них жил иной дух. И ими руководила не жажда богатства. Они создавали не капиталы, а в первую очередь - производства: заводы, мануфактуры. Создавали и городскую среду: жилье, училища, больницы. Характерный пример такого купца - созидателя - Арсений Иванович Морозов. То, что было построено при нем, до сих пор составляет основу городского хозяйства в нынешнем подмосковном Ногинске, прежде называвшемся Богородском. Даже трамвайную линию, единственную на все Подмосковье, провел он. И электрифицировал старообрядческие деревни за десять лет до "лампочки Ильича". Этот человек, располагающий огромными средствами, тем не менее, постоянно чувствовал себя в долгу перед Родиной, пред Богом и людьми, и работал, возвращая этот долг тем, что давал людям рабочие места, строил храмы, и больницы, жертвовал нуждающимся, давал образование детям рабочих. Это был нормальный путь развития отношений богатства и бедности, сопряженный с высокой религиозностью и нравственностью», - отмечает Д.Толоконников.
Сегодня мы продолжаем традицию прерванную в октябре 1917 года. Организация, которую я представляю - Общероссийская общественная организация «Российский клуб православных меценатов» – это Клуб, объединяющий представителей различных сфер бизнеса. Все мы не только деловые партнеры, но и друзья – единомышленники, понявшие и принявшие то, что единственно верная и самая мощная защита, которая дает уверенность в себе, духовное спокойствие, надежду на будущее – это искренняя вера в Бога, стремление жить по заповедям Христовым. Клуб создан в ноябре 2003 года, по благословению священноначалия Русской Православной Церкви.
Внешняя деятельность Клуба развивается по шести основным направлениям:
1) церковное строительство: Международный проект «Семь храмов в семи городах за один день». На сегодняшний день построено двенадцать обыденных храма в Кемерово, Москве, Минске, Киеве, Южно-Сахалинске, Уфе, Твери, Сочи, Калининграде, Иркутске, Екатеринбурге, Ставропольском крае, идет работа по подготовке строительства еще одного храма в Москве;
2) наука и образование: совместные исследовательские проекты с Институтом социологии РАН, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, проведено всероссийское социальное исследование по проблемам трудоустройства бывших заключенных, Клуб участвует во всех форумах консервативно-ориентированных ученых России;
3) культура и искусство: передвижная Международная выставка «Мерная икона – история и современность». Миссионерские выставки мерных икон, организованные нами, с успехом прошли в Таллинне, Риге, Праге, Карловых Варах, Париже, Берлине, Лондоне, Коломбо (Шри-Ланка), Белграде, на Мальте, в Люксембурге и Ницце, в Тбилиси и Ереване. Клуб готовит совместный, с Федеральным Агентством «Россотрудничество», Международный межрелигиозный культурно-просветительский проект «Россия – Душа Моя»;
4) молодежные движения: сотрудничество с Федеральным Агентством по делам молодежи «Росмолодёжь», Министерством спорта, туризма и молодежной политики - в рамках Международного молодежного Форума «Селигер», а также совместный проект по созданию системы трудоустройства бывших заключенных из числа подростков и молодежи до 30 лет (проведено социальное исследование проблем трудоустройства освобождающихся из мест лишения свободы подростков); с целевой комплексной программой «Духовно-нравственная культура молодежи» и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи; создана творческая группа по возрождению Сокольского движения, объединяющая ученых, педагогов и меценатов; проект «Божий Дар»: проведены сотни акций, направленных на поиск и поддержку одаренных детей в России;
5) поддержка Российской Армии, силовых структур и спорта: акции для военнослужащих, дислоцированных в горячих точках, в т. ч. в Абхазии и Южной Осетии, сотрудничество с Федерацией комплексных единоборств России, развивающей новое российское боевое искусство, принятое в качестве базового для бойцов специальных подразделений Российской Армии, МВД и ФСИН России.
6) награждение достойных, наиболее активных участников духовно-нравственного возрождения России специальными наградами (восемьдесят пять человек награждены орденами и пятьдесят человек медалями);
Клуб безвозмездно предлагает свое участие в строительстве быстровозводимых храмов и дает прозрачную технологию сбора денежных средств, апробированную в восьми Федеральных округах Российской Федерации. Благодаря такой линии развития проекта в этом году объединения казаков России проявили инициативу строительства 300 храмов в 8 Федеральных округах Российской Федерации.
Члены Клуба считают своим важнейшим долгом внести свой вклад в развитие международных связей между российскими и европейскими предпринимателями в интересах мира и процветания наших народов».