Новости, 30-01-2019
В рамках XXVII Рождественских чтений Клуб принял участие в работе круглого стола «Искусство и его воспитательная функция»
29 января 2019 года в рамках направления «Церковь и культура» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, при участии Клуба состоялся Круглый стол «Искусство и его воспитательная функция».
С сообщением на тему «Воспитательная функция искусства в условиях глобализации» выступил руководитель Центра социальных исследований РКПМ А.Ю. Салмин.
В своем сообщении Андрей Юрьевич рассказал о функциях искусства в медиа пространстве в условиях глобального мира. Для того чтобы защитить детей от деструктивного влияния информационных потоков, основу которых составляют образы, которые активно вытесняют смыслы и тексты необходимы занятие по медиакультуре.
«Существует общепринятая теория, опираясь на которую исследуют медиа тексты. Если уйти от научных построений, в самом простом виде: медиа – это пространство между источником информационного послания (например, творческим объединением), включая средство репрезентации (например, телеканал) и тем, кто получает эту информацию. Текст – это некоторая ткань, переплетение нитей, собранных в единый материал. Существует целое научное направление, которое работает с такой категорией, как «тексты сознания». В конце 20-го века эта категория стала пониматься очень широко. Любой замысел, воплощенный в предметную форму – машины, здания, города, самолеты — можно интерпретировать, как авторский «текст», передающий окружающим мировоззрение его создателя, этические и эстетические ценности, надежды, мечты и видение будущего. Применительно к исследованию воздействия средств массовой информации на сознание и поведение людей, этот термин употребляют, когда речь идет о любом информационном послании — это может быть газетная статья, телевизионная передача, рекламная компания. Любой медиа текст с точки зрения исследований имеет три уровня, которые обычно исследуют социологи, психологи и маркетологи, занимающиеся рекламой.
Первый уровень – реактивный. Например, если мы видим рекламу но-шпы, в которой говорится о том, что есть некоторое лекарственное средство, решающее определенный ряд проблем, связанных со здоровьем. Второй уровень – ресурсный. Этот уровень связан с передачей знания о том, что химический состав этого лекарства особым образом влияет на гладкую мускулатуру и снижает боли, которые связаны со спазмами, в результате чего человек себя лучше чувствует. Есть также третий уровень — фоновый. Если мы всмотримся в видеоряд, на фоне которого идет информация о названии лекарства и его свойствах, то увидим, что хорошо одетая женщина, судя по интерьеру – с высоким уровнем достатка, со смехом играет с двумя детьми и чувствует себя хорошо. И есть некий текст о том, что приняв лекарство, человек отдыхает, живет полнокровной жизнью, а лекарство работает.
Как показывают исследования, этот уровень оказывает самое сильное воздействие на аудиторию, особенно на детей и подростков в пубертатном возрасте (примерно с 11 до 21 года). И если в течение года эта реклама периодически повторяется, у значительной части детей невольно складывается установка на то, что семья, состоящая из мамы и ребенка, неполная семья, является социально одобряемой (это фоновое послание о предпочтительной по составу семье может быть в рекламе разных товаров). А поскольку дети – существа подражательные, они естественным образом начинают воспринимать неполную семью как норму.
Опасность заключается в том, что защитная функция сознания, опирающаяся на опыт родителей и собственный опыт ребенка, которая на реактивном и ресурсном уровнях «фильтрует» информационный поток, на фоновом уровне «не срабатывает». Здесь информационное послание можно сравнить с предложением купить полезные для здоровья овощи и фрукты, расположив их на блюде, усыпанном проникающим ядом отсроченного действия. Фактически на уровне образа в сознание ребенка проникают стереотипы поведения и мышления, которые он воспринимает как социально одобряемые и нормальные. На этом примере можно говорить не только о рекламе, но также о фильмах и компьютерных играх. Образная часть любой из этих форм медиа текстов, адресованных прежде всего к детям и молодежи, даже если она интерактивная, если человек каким-то образом может влиять на картинку, тем не менее, уже является как бы вирусной программой, которая, минуя защитные функции сознания, задает деструктивные образцы поведения.
Если человек ходит в церковь, причащается, исповедуется, у него появляется опыт целостного восприятия реактивной, ресурсной и фоновой информации. Здесь ребенок видит предметы культа, которые не имеют утилитарного назначения – ими нельзя сверлить стены или заправлять двигатели. У него появляется повседневный опыт восприятия «в обратной перспективе», здесь очевидно, что Образ важнее интерпретации или цены его копии в церковной лавке. Видимые образы в пространстве священных ценностей и действий предшествуют пониманию смысла того, что они передают нам. Ребенок спрашивает у взрослых о пути к святости святого или устройстве храма после того, как он увидел образ или иконостас, как символ и реальную границу между внешним и внутренним миром. Невольно у него появляется опыт восприятия мира, в обратной последовательности по сравнению со светским миром (образ, знание, его реакция на духовное послание). У ребенка появляется устойчивый навык задаваться вопросом – что авторы фильма или рекламы хотели пробудить в моей душе, используя эти образы в качестве фона? Любовь, уважение к людям, доброжелательность? А может быть, что-то другое? Но воцерковленные люди составляют очень небольшой процент в обществе. Поэтому задача государства, научного и педагогического сообщества заключается в том, чтобы противодействовать тиражированию деструктивных медиа текстов и создавать специальные программы по медиа образованию для родителей и педагогов»...
Проблеме сохранения и развития воспитательной роли искусства в современном мире, наш Клуб уделяет большое внимание. На это направлены выставки «Мерная икона: история и современность», которые состоялись практически во всех столицах мира, этой цели посвящены передачи на ТК «Союз», в проведении которых участвует Клуб, на это направлены акции «День ангела» и многие другие наши проектные инициативы. Мы намерены и в дальнейшем развивать это направление нашей работы.