Новости, 20-05-2024

В очередном номере журнала "Наука и религия" вышла статья клуба о методике анализа медиа текстов...

Что посеешь, то и пожнёшь …

В наш век развитых информационных технологий медиа пространство расширяется и меняется достаточно стремительно. Как реклама влияет на мировоззрение людей? Чем опасно медиа пространство для детей? Почему так важны те рекламные образы, которые компании транслируют в мир? Социальная ответственность бизнеса: созидаем или разрушаем базовые ценности?
Об этом и о многом другом мы на страницах журнала «Наука и Религия» беседуем сегодня с Андреем Юрьевичем Салминым, Директором центра социальных исследований Российского Клуба Православных Меценатов. (в прошлом с.н.с. Института социологии РАН, специализация – медиа девиантология).


— Андрей Юрьевич, как Вы оцениваете влияние современных информационных технологий на традиционные духовно-нравственные ценности граждан Российской Федерации?

Мы живём в рыночной экономике, а реклама, как известно, главный инструмент получения прибыли. Мир становится все более беззащитным и открытым для манипуляций в коммерческих и политических целях. Реклама сегодня становится эффективным инструментом влияния на массовое сознание людей в желательную для торговых и политических организаций сторону, без всякой ответственности за порой разрушительные последствия. С помощью технологий непрямого воздействия рекламы сегодня можно изменить мировоззрение людей, склонить их к революционному и асоциальному поведению, убедить их совершить немотивированные, не продиктованные реальными интересами поступки, которые самих людей не редко приводят в замешательство и состояние стресса. Реклама становится своего рода квази религией, «мягкой силой», осуществляющей импринтинг в массовое сознание граждан Российской Федерации чуждых образцов мышления и поведения. Есть реклама – отдельный человек, семья, общественное движение, государственный институт существуют. Нет рекламы – и происходит «таяние», постепенное исчезновение человека или организации, сначала в информационном поле, затем в реальной жизни. Это можно сравнить со скромным поведением рыночного торговца – если ты не умеешь продать «свой товар» без особой оглядки на формы и средства, ты в лучшем случае, будешь существовать за периметром основного потока покупателей. Беда в том, что декларируемы нами духовно-нравственные ценности, в условиях рынка не всегда помогали человеку самоутвердится, найти своё место в жизни. Но есть и положительная динамика. С момента возвращения Крыма в «Родную гавань» и начала СВО, ситуация стала стремительно меняться в лучшую сторону. Инициированные нашим президентом В.В. Путиным и поддержанные большинством граждан Российской Федерации проекты по защите семьи, совершенствованию института образования, развитию молодёжной политики, запрету демонстрации насилия в медиа пространстве, внушают оптимизм и желание принять активное участие в этой важной работе!

— Андрей Юрьевич, какие существуют в социальных науках методы исследования влияния медиа политики компаний на мировоззрение людей?
— Существует общепринятая теория, опираясь на которую исследуют медиа тексты. Если уйти от научных построений, в самом простом виде: медиа – это пространство между источником информационного послания (например, творческим объединением), включая средство репрезентации (например, телеканал) и тем, кто получает эту информацию. Текст – это некоторая ткань, переплетение нитей, собранных в единый материал. Существует целое научное направление, которое работает с такой категорией, как «тексты сознания». В конце 20-го века эта категория стала пониматься очень широко. Любой замысел, воплощённый в предметную форму – машины, здания, города, самолёты — можно интерпретировать, как авторский «текст», передающий окружающим мировоззрение его создателя, этические и эстетические ценности, надежды, мечты и видение будущего. Применительно к исследованию воздействия средств массовой информации на сознание и поведение людей, этот термин употребляют, когда речь идет о любом информационном послании — это может быть газетная статья, телевизионная передача, рекламная компания. Любой медиа текст с точки зрения исследований имеет три уровня, которые обычно исследуют социологи, психологи и маркетологи, занимающиеся рекламой.
Первый уровень – реактивный. Например, если мы видим рекламу но-шпы, в которой говорится о том, что есть некоторое лекарственное средство, решающее определённый ряд проблем, связанных со здоровьем. Второй уровень – ресурсный. Этот уровень связан с передачей знания о том, что химический состав этого лекарства особым образом влияет на гладкую мускулатуру и снижает боли, которые связаны со спазмами, в результате чего человек себя лучше чувствует. Есть также третий уровень — фоновый. Если мы всмотримся в видеоряд, на фоне которого идет информация о названии лекарства и его свойствах, то увидим, что хорошо одетая женщина, судя по интерьеру – с высоким уровнем достатка, со смехом играет с двумя детьми и чувствует себя хорошо. И есть некий текст о том, что приняв лекарство, человек отдыхает, живёт полнокровной жизнью, а лекарство работает.
Как показывают исследования, этот уровень оказывает самое сильное воздействие на аудиторию, особенно на детей и подростков в пубертатном возрасте (с 11 до 21 года). И если в течение года эта реклама периодически повторяется, у значительной части детей невольно складывается установка на то, что семья, состоящая из мамы и ребёнка, неполная семья, является социально одобряемой (это фоновое послание о предпочтительной по составу семье может быть в рекламе разных товаров). А поскольку дети – существа подражательные, они естественным образом начинают воспринимать неполную семью как норму.

— В чем вы видите здесь опасность?
— Опасность заключается в том, что защитная функция сознания, опирающаяся на опыт родителей и собственный опыт ребёнка, которая на реактивном и ресурсном уровнях «фильтрует» информационный поток, на фоновом уровне «не срабатывает». Здесь информационное послание можно сравнить с предложением купить полезные для здоровья овощи и фрукты, расположив их на блюде, усыпанном проникающим ядом отсроченного действия. Фактически на уровне образа в сознание ребенка проникают стереотипы поведения и мышления, которые он воспринимает как социально одобряемые и нормальные. На этом примере можно говорить не только о рекламе, но также о фильмах и компьютерных играх. Образная часть любой из этих форм медиа текстов, адресованных прежде всего к детям и молодежи, даже если она интерактивная, если человек каким-то образом может влиять на картинку, тем не менее, уже является как бы вирусной программой, которая, минуя защитные функции сознания, задаёт деструктивные образцы поведения.

— Какие-то организации занимаются этой проблемой?
— Эта опасность осознана научным сообществом во всем мире, есть специальные программы, которые занимаются медиа образованием. Ребенка обучают, начиная с детского самого уязвимого возраста и заканчивая первым курсом института, переводить фоновый уровень медиа текстов, который минует контроль сознания, в область ресурсную. Таким образом, получается, что та разрушающая сила, которая неявно заложена в деструктивных медиа текстах, нейтрализуется, и значительная часть детей научается защищаться от такого пагубного влияния. У нас, к сожалению, государственных институтов, занимающихся этой проблемой, не существует. В результате такого безответственного отношения к проблеме, огромное количество детей страдает не только в области психического здоровья, но и в области их нормальной социализации. Наши дети, не защищённые от деструктивного влияния медиа текстов, в процессе обучения и воспитания получают деструктивные образцы поведения и отношения к окружающему миру, которые заведомо ведут к саморазрушению. Здесь же следует сказать, о том, что как показывают исследования, значительно меньше подвержены деструктивному влиянию дети, обучающиеся классической музыке, живописи, воспитывающиеся в религиозных семьях (речь идёт прежде всего о традиционных религиях).
Если человек ходит в церковь, причащается, исповедуется, у него появляется опыт целостного восприятия реактивной, ресурсной и фоновой информации. Здесь ребёнок видит предметы культа, которые не имеют утилитарного назначения – ими нельзя сверлить стены или заправлять двигатели. У него появляется повседневный опыт восприятия «в обратной перспективе», здесь очевидно, что Образ важнее интерпретации или цены его копии в церковной лавке. Видимые образы в пространстве священных ценностей и действий предшествуют пониманию смысла того, что они передают нам. Ребёнок спрашивает у взрослых о пути к святости святого или устройстве храма после того, как он увидел образ или иконостас, как символ и реальную границу между внешним и внутренним миром. Невольно у него появляется опыт восприятия мира, в обратной последовательности по сравнению со светским миром (образ, знание, его реакция на духовное послание). У ребёнка появляется устойчивый навык задаваться вопросом – что авторы фильма или рекламы хотели пробудить в моей душе, используя эти образы в качестве фона? Любовь, уважение к людям, доброжелательность? А может быть, что-то другое? Но воцерковленные люди составляют очень небольшой процент в обществе. Поэтому задача государства и научного сообщества заключается в том, чтобы противодействовать тиражированию деструктивных медиа текстов и создавать специальные программы по медиа образованию для родителей и педагогов.

— Может ли бизнес сообщество как-то помочь в этом процессе? Возможно, бизнес может транслировать совершенно другие образы, что в конечном итоге способно сыграть свою положительную роль?
— Безусловно, предпринимательское сообщество здесь может сыграть огромную роль, потому что это люди, которые обладают не только ресурсами, но также имеют навыки стартапов и продвижения программ, которые играют большую социальную роль, укрепляют социальную солидарность. Если мы вспомним последние выступление нашего Президента на Валдайском клубе и последнее выступление Святейшего Патриарха на Рождественских чтениях, на Всемирном Русском Народном Соборе, то мы увидим, что большое значение придаётся построению в России солидарного общества, а солидарное общество возможно, если агрессивные образы и стереотипы поведения находятся под общественным контролем.
Если говорить о науке, то эта проблема находится в предметной области девиантологии, которая занимается изучением соотношения социальных отклонений и социального контроля над ними. Предприниматели здесь могут участвовать, финансируя соответствующие исследования, которые бы выводили эту невидимую деструктивную составляющую медиа пространства в область анализа и общественного обсуждения с одной стороны, а с другой стороны, можно использовать образы, которые на этом уровне дают не деструктивный, а позитивный и созидающий эффект. Если даже говорить о той же рекламе но-шпы, если бы в ролике бегали папа с мамой и многодетная семья, влияние на аудиторию было бы позитивное, при этом, сама но-шпа приобреталась бы с большей интенсивностью. Это относится к любой другой рекламе. Здесь может быть не полураздетая девушка, а какая-то семейная пара или люди, которые несут информационное послание, содержащее образы, сохраняющие семью, объединяющие три поколения. Такие образы очень нужны и важны, и я думаю, они будут позитивно влиять на продвижение самого продукта.

— Вы считаете, что важно изменить образы в рекламе, и это тоже будет иметь свою цепную созидающую реакцию?
— Да, что посеешь, то и пожнёшь. Если мы будем в средствах массовой информации «сеять образы», несущие в себе доброжелательный импульс, уважительное отношение, поддержку семейных, базовых ценностей, без которых в принципе ни одно общество существовать не может, это, безусловно, даст более позитивный эффект в предпринимательстве. Я полагаю, что предпринимателям нужно об этом задуматься и предпринять консолидированные шаги в этом направлении.

— Нам могут сказать, что всё позитивное плохо продаётся, а хорошо продаются ужасы, пошлость, примитив?
— Если ориентироваться на краткосрочную выгоду, то да, но нужно приучать бизнес и чиновников, отвечающих за сохранение и защиту традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа (Указ Президента РФ N809), и за рекламу руководствоваться стратегическими национальными программами и долгосрочными государственными интересами. Нужно формировать такую среду, где нечто циничное, пошлое, антиобщественное, деструктивное по сути не воспринималось бы как что-то положительное, чтобы люди не воспринимали бы это на индивидуальном уровне с симпатией и не хотели бы это покупать. Над этим нужно серьёзно работать, как это делают наши стратегические партнёры в Китае.

— Как изменилась реклама в последние годы? Очевидно, что она в целом понижает уровень общественной морали
— Очевидно, что сегодня в условиях СВО, нарастающей международной напряжённости, информационных атак на Россию в рамках гибридной войны, реклама, особенно если её ценностный и концептуальный источник – коллективный Запад его фабрики мысли, целевой репрезентации и мониторинга эффективности вбросов, становится всё более агрессивной, разрушительной, изощрённой, направленной на изменение индивидуального сознания – основы независимости личности. С одной стороны разрушительные элементы в ней всё более завуалированы и не сразу заметны (растёт мастерство создателей мягких рекламных технологий, минующих защитную функцию индивидуального и общественного сознания), с другой стороны, если речь идёт о рекламе мировоззренчески враждебной и русофобской, она становится всё более деструктивной. Если человек исповедует традиционные ценности и обладает твёрдыми убеждениями, такая реклама на него не действует или действует, но с обратным знаком: он её не принимает и при возможности избегает. Отключиться от рекламного потока сложно, потому что реклама вошла в каждый дом, в каждое индивидуальное сознание, через гаджеты, которые часто являются «точкой входа», навязчивого потока с контролируемым нейронными сетями интересом с учётом психотипа и структуры ситуативных интересов каждого отдельного человека. По этой причине, сегодня необходимо объединить усилия государства, церкви, общества, социально ответственных предпринимателей, а также представителей интеллектуального класса России, для противодействия угрозе разрушения нравственной основы целостности и дальнейшего развития нашей многонациональной цивилизации.

Материал подготовили Иванова Д.А. и С.Ю. Ключников