Новости, 25-06-2024

Клуб организовал поездку в музей-заповедник «Кижи» …

Российский Клуб Православных Меценатов, продолжая развивать проект по возрождению православных традиций, организовал поездку иконописцев мастерской «Мерная Икона» в музей-заповедник «Кижи».
В поездке иконописцы ознакомились с сохранившимися в храмах древними иконами и фресками.
Музей-заповедник «Кижи» - один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это - уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания - ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Мастера – иконописцы посетили церковь Преображения Господня — один из наиболее сложных в инженерном плане и архитектурно совершенных деревянных храмов. Церковь построили местные зодчие и при этом не использовали ни единого гвоздя. Иконостас в этой церкви – четырехъярусный. Он состоит по одним из данных из 102-х, по другим из 111 икон (что позволяет отнести его к одному из наиболее масштабных среди иконостасов русского севера)! Иконостас имеет высоту больше 7 метров и длину — больше 23-х метров. Иконы в нем размещены в том же порядке, что были установлены в 19 веке.
Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Деревянные декорированные конструкции иконостаса являются подлинными, сохранившимися с конца 18 века.
Рядом с ансамблем Кижского погоста находится восстановленная заонежская деревня. Внутри домов можно посмотреть восстановленные интерьеры XIX — начала XX веков. Посетители могут познакомиться с традициями, культурой и бытом заонежских крестьян.
В Спасо-Кижском погосте было несколько церквей и часовен, посвященных Богородице: церковь Покрова Пресвятой Богородицы на острове Кижи, часовня Успения Богородицы в деревне Васильево, Знамения Богородицы в деревне Корба и другие. Эти храмы, сохраняемые музеем по сей день, являются наглядным свидетельством любви и почитания кижанами Богородицы.
Рассматривая в целом собрание икон из кижских храмов второй половины XVI – начала XVII в., можно сказать, что в стилистике и иконографии произведений этого периода ощущается сильное воздействие художественной культуры не только Новгорода, но и Москвы второй половины XVI – рубежа XVI и XVII вв. Нельзя исключить, что эти влияния приходили через те центры северной Руси, где были хорошо известны передовые тенденции развития искусства. Такими центрами могли быть города, лежащие к востоку от Обонежья. Как показывает изучение икон, написанных для возрожденных кижских храмов, связи с ними продолжались и укреплялись в конце XVII – начале XVIII в.
Иконописец Наталья поделилась своими впечатлениями от посещения музея: «Мы понимаем, почему иконопись и в наши продолжает оставаться богословием в красках. Взирая на образы иконы, мы вновь и вновь переживаем события Страстной Пятницы, Великой Субботы, радуемся Победе Христа над смертью, снова и снова переосмысливаем историю спасения человечества, а точнее, каждого человека. Одновременно мы понимаем и то, что церковное искусство должно быть, прежде всего, литургично …» 

Видео
https://disk.yandex.lv/i/gV3Mk4nQWOk_rg